После очень успешного декабря, который по количеству продаж авто побил многие рекорды, январь ознаменовался резким падением у импортеров новых авто, связанным не только с новогодними праздниками и новыми пошлинами.
Вдобавок к пошлинам, встал вопрос по формированию цены на автомобили, ввезенные в прошлом году. Ситуация прояснилась уже 5 января, но по инерции многие автосалоны, чтобы не попасть под штрафные санкции, приостановили продажи автомобилей.
Сюрпризом не стал Приказ ГТК РБ № 2-ОД от 4 января 2010 года. Согласно этому документу, таможенная стоимость транспортных средств, в том числе бывших в употреблении, в отношении которых установлены адвалорные либо комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин для юридических лиц, ввозимых на территорию РБ, определяется как 80% от стоимости, указанной в каталоге АО «Евротакс».
Это значительно увеличило таможенные платежи, так как цены, указанные в каталоге являются европейскими среднерыночными. В них включены местные налоги, НДС, прибыль продавцов, а заводы-производители отпускают авто нашим дилерам по специальным ценам, обусловленным персональной скидкой, регионом и акциями. Выход из этой ситуации - подписание специального меморандума о взаимопонимании с автопроизводителем.Подписать его с ГТК РБ пока успели только Фольксваген, Киа и Ауди. Соответственно, ввоз автомобилей практически остановился.
Еще один вариант решения проблемы, который использовался в прошлые годы - комиссионная торговля или вывоз покупателей в соседнюю страну за автомобилями на арендованную площадку, практически не рассматривается. На свободу еще не вышел директор автоцентра «Тойота», а многомиллионные штрафы оставили большие бреши в балансе дилеров.
Оценить последствия этих событий можно по продажам в январе пяти лидеров белорусского рынка, приведенных в сравнении с январем прошлого года:
Lada | VW | Toyota | Renault | Ford | |
январь 2010 | 60 | 56 | 36 | 33 | 24 |
январь 2009 | 120 | 312 | 70 | 77 | 94 |
Картинка не очень радостная. О своем видении будущего дилеры отмалчиваются. Но, как ранее высказывался Олег Хусаенов, если новые более высокие пошлины будут после 1 июля 2010 года выровнены для юридических и физических лиц, то по прогнозам, через достаточно короткое время объемы продаж начнут расти. Люди вынуждены будут приходить в автосалоны, и покупать новые автомобили.
Что же касается рынка б/у авто, то там наблюдается подъём, который настигнет пика к маю месяцу. Точные данные января станут известны после 25 февраля, тем не менее, по неофициальной информации объём продаж вырос в разы. Один из нью-йорских брокеров по отправке американских авто в Беларусь сообщает о том, что его отправки увеличились до 80 авто в сутки. Что в 10 раз превышает показатели сентября-октября.
Одна из минских компаний по поиску и доставке авто из Германии говорит, что количество заказов увеличилось в 6-7 раз. И те, и другие говорят о снижении количества предложений на западных рынках, а также о росте цен. Связано это с финансовым кризисом и переориентацией интересов внутренних покупателей. Вместо нового авто в кредит они стали больше покупать свежие «бэушки».
Подводя итог, скажем о том, что часть автомобилей проданных в этом году покупается для дальнейшей перепродажи в Россию. И нк.аши соседи не дают повода сомневаться в том, что они сметут рынок. Уже в поисковых Интернет-запросах россиян заметную часть стали занимать "авто из Беларуси".