Яркий Smart Roadster с цифрой «2» на борту знает практически каждый киевский автолюбитель, интересующийся украинским автоспортом. И каждый из них знает – за рулем этого крохотного автомобиля – лучшая автогонщица страны Ирина Протасова. Единственная девушка в большом автоспорте в Украине вот уже три года утюжит асфальт киевского автодрома «Чайка», регулярно опережая куда более опытных соперников мужского пола на супермощной спортивной «тройке» BMW.
![]()
![]()
Ее имя уже стало брендом. Фирменное начертание «PROTASOVA» с ромашкой вместо буквы «О» есть и на футболках многочисленных фанатов, и даже на малютке Smart Roadster, которой Ирина управляет в свободное от соревнований время.
- Для меня автомобиль - это часть меня, это продолжение меня. Мой автомобиль – это мой дом, это то место где я могу быть сама собой, где я могу уединиться и думать, петь, плакать. К своим автомобилям я всегда отношусь очень ревностно и эгоистично.
Первую машину пускала в снежные заносы
Первой машиной Ирины Протасовой стала старенькая Volvo-340, которую в Германии подарил приятель отца Ирины. Тогда Ирина самостоятельно отправилась за этой машиной в Германию.
- Заднеприводная, карбюраторная, высокая, как маленьких джипик – я ее просто обожала. Она меня научила ездить, и именно с ней я полюбила езду, - вспоминает свои первые автомобильные опыты Протасова.
Зимой будущая гонщица выезжала на заснеженные улицы киевского частного сектора и тренировалась пускать машину в управляемые заносы. Тогда-то Ирина и решила связать свою жизнь с автоспортом.
![]()
"Рюшечки" для "Мазды"
- Следующий автомобиль мне также достался случайно. Дело было 30 декабря. Позвонил знакомый, которому срочно нужны были деньги, и предложил купить у него автомобиль Mazda MX-3. И получилось, что за один день до Нового года, когда все уже празднуют, купить автомобиль смогла только я.
К этой машине я тоже очень быстро привязалась. За время нашего с ней «знакомства» я ее тюнинговала: обтянула сиденья желтой тканью, покрасила диски, поставила спортивный руль, обшитый миленькой кожей. Я каждый день машину мыла и пылесосила салон. И когда мне ее пришлось продавать - я ревела две недели! А все потому, что покупатель мне не понравился: ему было 32 года, и он выбирал себе свой первый автомобиль. До этого он ездил только на «Ниве» по селу, и когда я с ним прокатилась – я реально начала рыдать! Парень не ценил автомобили. Я готова была продать машину любой девочке, только чтобы она ездила с моими всеми «рюшечками» и получала от этого удовольствие. Тем не менее, автомобиль достался именно ему.
А через месяц я в Интернете увидела фотографии ДТП с этой машиной: новый хозяин врезался в опору моста. К счастью, обошлось без жертв, но я очень трудно перенесла те события.
По Киеву ездит на эксклюзивном Smart Roadster
![]()
- Всем украинским автолюбителям известно, что символ Протасовой – это ромашки. Почему ромашки?
- Все очень просто: я один раз утром проснулась и решила, что моя машина должна быть в ромашках. Хотелось индивидуальности. Так теперь и езжу с ромашками.
Есть ромашки и на автомобиле Smart Roadster, на котором Ирина ездит в настоящее время. Объем двигателя малыша – всего 0,7 литра, но будучи доработанным в известном тюнинговом ателье Brabus, до 100 км/ч машинка разгоняется за 9 секунд. Двигатель малыша располагается сзади, а под капотом – багажник.
![]()
Ее отец увидел этот автомобиль выставленным на продажу в Германии. Он был ударенный, и стоил всего 8000 евро. В конечном итоге вместе с «растаможкой» и ремонтом он обошелся Протасовой примерно в 23000 долларов – неплохая цена для эксклюзивного авто.
- Кстати, в Киеве такая машина – единственная, - хвастается Ира. – Правда, нелегко мне приходится с его обслуживанием: в Киеве нет ни техстанций, ни соответствующих диагностических компьютеров, ни специалистов для обслуживания моего Smart Roadster.
- Тебя за рулем боятся другие водители?
- Скажем так, узнают, но не боятся. Иногда меня провоцируют погоняться, но я не гоняюсь. Во-первых - это небезопасно. Во-вторых - моя машина не предназначена для гонок на наших дорогах. Машина очень жесткая, низкий профиль и все удары передаются на кузов.
![]()
- А в ДТП вне спортивной трассы ты попадала?
- Попадала, но, к счастью, в небольшие, и не по моей вине. Один раз в меня врезался мужик, выезжающий со двора. Один раз какой-то псих на «Таврии» подрезал две машины, ударил машину передо мной и врезался в мою. Считаю, что в Украине - бешеные водители. Все мои остальные аварии случались исключительно на соревнованиях.
- С гаишниками наверняка у тебя нет никаких проблем?
- В принципе да, многие гаишники меня знают. Да и вообще, я редко попадаюсь. А если и останавливают за мелкое нарушение, то я всегда говорю что-то вроде «простите меня, я не хотела, аварийной ситуации не создала».
Недавно я отъезжала от ночного клуба на Mini Cooper Сlubman. Гаишники думали, что, остановив меня, они точно поймают пьяного водителя. А, увидев меня, говорят: «Вы – гонщица Протасова? Тогда вы точно трезвая!» Вообще, я больше люблю ездить за рулем, чем выпивать, поэтому я редко пью. Если я лишусь прав – это будет хана! Когда я по каким-то причинам без машины – это самые страшные дни в моей жизни. Без машины я не принадлежу себе.