Пятый этап сезона 2012 года главнейшего из существующих чемпионата мира – Формулы-1 – прошел в Испании, на трассе Каталунья Монтмело в Барселоне. Победу на нем, первую в своей карьере, одержал венесуэльский пилот команды Williams Пастор Мальдонадо.

Свой потенциал подопечный сэра Фрэнка Вильямса продемонстрировал еще в субботу, когда не просто пробился в финал квалификации, но и завоевал второе место. Поул достался пилоту McLaren Льюису Хэмилтону, показавшему время 1.21,707. Однако по завершении быстрого круга команда попросила чемпиона 2008 года остановиться и не доезжать до боксов – в баках его автомобиля было слишком мало топлива и доедь Хэм до боксов, его объем оказался бы меньше положенного литра, что является нарушением.
Однако в регламенте есть другой пункт, предписывающий инженерам команд заливать в баки такое количество бензина, чтобы гонщик смог без труда вернуться на пит-лейн. А потому действия команды McLaren были признаны нарушающими правила, результат Льюиса аннулирован, а сам он отправлен на последнее место, позади даже индийского представителя HRT Нараина Картикеяна, не вошедшего по итогам квалификации в 107%, но допущенного к старту (по ходу свободных практик он укладывался в эти самые 107%).
Запомнилась субботняя квалификация еще и тем, что ее откровенно провалили Дженсон Баттон из McLaren и Марк Уэббер из Red Bull, занявшие, соответственно, одиннадцатое и двенадцатое места. Немногим лучше, впрочем, выступил и напарник Марка, действующий чемпион Себастьян Феттель, который в финал квалификации прошел, но не проехал там ни одного быстрого круга, расположившись на седьмой позиции, перед Шумахером, поступившим также, позади которого в свою очередь оказался представитель Sauber Камуи Кобаяси. Японец, в отличие от двух немцев, не смог проехать в финальном сегменте не одного быстрого круга не из-за того, что у команды не осталось свежих комплектов резины, а по причине технических проблем, которые возникли на его болиде после окончания второй части квалификации. Другой невеселый итог – шестнадцатое место бразильского пилота Ferrari Фелипе Массы, которое, впрочем, мало кого удивило.
Зато другой феррарист, двукратный чемпион Фернандо Алонсо, после дисквалификации Хэмилтона на стартовой решетке своего домашнего гран-при занял второе место. А первое досталось будущему триумфатору, Пастору Мальдонадо.
Старт, однако, лучше удался Алонсо, который вышел в лидеры. А за спинами двух испаноговорящих пилотов между собой разбирались пилоты Lotus: финн Кими Райкконен обошел француза Ромена Грожана в борьбе за третье место. Чуть позже Грожан уступил еще одну позицию Нико Росбергу.
На седьмом круге гонки Марком Уэббером была открыта первая волна пит-стопов, а на тринадцатом произошел инцидент, который запросто мог бы многим испортить заезд, ведь многие тогда подумали о вероятном выезде автомобиля безопасности. Хотя некоторые и из этого извлекли бы выгоду. Дело в том, что на торможении перед первым поворотом в заднюю часть болида Williams бразильца Бруно Сенны въехал Михаэль Шумахер, после чего асфальт усыпало мелкими обломками. Семикратный чемпион припарковал свой Mercedes в гравии, а племянник Айртона Сенны продолжил движение, однако повреждения его автомобиля оказались серьезными и до боксов он не доехал.
«Идиот!», – прокричал Шумми по радиосвязи в первые секунды после аварии. Не признал себя виновным он и после гонки, подтвердив, таким образом, ожидания Сенны, который также не желал брать вину на себя. На дороге обычно виновен тот, кто совершает наезд сзади – несоблюдение дистанции на его совести. Видимо, в случае с коллизией Сенны и Шумахера судьи Гран-при Испании рассудили так же и признали и без того довольно очевидную правоту бразильца. А вот Красный Барон теперь потеряет пять мест на старте Гран-при Монако.
Впрочем, вовсе не потеря вероятных очков омрачила радость коллектива Williams, чей гонщик победил в сто четырнадцатый раз за всю ее историю. Гораздо более серьезная неприятность случилась спустя полтора часа после финиша гонки – в боксах возник серьезный пожар! Весь пит-лейн был затянут дымом, хотя с пламенем сотрудники самой Williams, Marussia, Caterham, Force India, а также противопожарные службы автодрома справились довольно быстро. Были и пострадавшие: тридцать один сотрудник разных команд был направлен в медицинский центр, а семерых из них позже перенаправили в различные местные госпитали для прохождения углубленного обследования.
По предварительным данным, пожар возник из-за взрыва батареи KERS на болиде Сенны. И хотя сотрудники Williams не позволили огню добраться до бочек с бензином, он все равно нанес ущерб на несколько миллионов долларов. А потому команды Формулы-1 приняли решение оказать Williams помощь, в том числе техническую, предоставив британскому коллективу оборудование для замены пострадавшего при пожаре. Кстати, вспыхни он на несколько минут раньше, когда в злополучных боксах было много людей, и последствия могли бы быть серьезнее и даже трагичнее.
Но все эти невзгоды, которые Williams переживет с честью, ждали ее позже. А тогда, после тринадцатого круга, еще необходимо было преодолеть значительную дистанцию гонки. В очередной раз не обошлось без заминки (и опять с левым задним колесом!) во время пит-стопа Хэмилтона. Впрочем, британец от этого почти ничего не потерял.

На девятнадцатом круге началась вторая волна смен покрышек, после которой Мальдонадо, посетивший боксы раньше Алонсо, вернул себе лидерство в гонке, чему помог и трафик, в котором застрял испанец. Хотя и сам Пастор был быстр на свежей резине.
Тем временем себе подпортили гонку Феттель с Массой. Но лишь тем, что не сбросили скорость в зоне действия желтых флагов, за что оба были наказаны проездом через пит-лейн.
Отрывы между Мальдонадо и Алонсо, а также между Алонсо и Райкконеном к середине дистанции были уже заметными. Причем в случае с Алонсо этому поспособствовал французский пилот Marussia Шарль Пик, долгое время не желавший пропускать двукратного чемпиона, будучи при этом круговым. Именно за игнорирование синих флагов он и получил штрафной проезд через пит-лейн. Но вместо того, чтобы проехаться вдоль боксов, Шарль припарковал свой болид в гараже и выбыл из гонки.
На тридцать девятом круге началась третья волна пит-стопов. Первым в боксы отправился мексиканец Серхио Перес из Sauber. Во время смены покрышек на его автомобиле возникла небольшая заминка – один из механиков не устоял на ногах и упал едва ли не под колеса. К счастью, потеряны были лишь несколько секунд, но добраться до финиша Чеко все равно не смог из-за поломки коробки передач.
А спустя еще три круга в боксы отправился лидировавший на тот момент Мальдонадо. Задние левые колеса в Формуле-1 можно назвать заколдованными, потому что именно при их смене чаще всего возникают проблемы. Не обошли они в этот раз и венесуэльца, пит-стоп которого продолжался шесть секунд.
Да и вообще ближе к финалу гонки преимущество в скорости было уже на стороне Алонсо, который смог подобраться к Мальдонадо. Разрыв составлял менее секунды, что дало испанцу право использования DRS. Однако Пастор грамотно оборонялся, а в поворотах отъезжал от преследователя и смог сбросить его с хвоста.
Совсем без обгонов, впрочем, концовка испанского Гран-при не обошлась. Достаточно упомянуть результативную атаку на восьмое место Баттона со стороны Феттеля. Позже молодой немец оставил за своей спиной еще и Хэмилтона с Росбергом. Причем Нико не повезло дважды – чуть раньше в борьбе за пятое место его обогнал Камуи Кобаяси.
Мальдонадо же в итоге впервые в своей карьере поднялся на вершину пьедестала почета, сделав потрясающий подарок к 70-летнму юбилею Фрэнка Вильямса, ведь его команда, будучи третьей после Ferrari и McLaren по титулованности, не знала побед с 2004 года. А вчерашняя стала для нее сто четырнадцатой в ее истории. Williams вернулся? Очень на это надеемся!

Второе место в Испании занял Фернандо Алонсо, а третье – Кими Райкконен. Следом за ним, а четвертом месте финишировал его напарник Ромен Грожан. Пятым стал Камуи Кобаяси, шестым – Себастьян Феттель, а седьмым – Нико Росберг. Двое пилотов McLaren – Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон, заняли, соответственно, восьмое и девятое места, а замкнул первую десятку немецкий гонщик Force India Нико Хюлькенберг. Россиянин Виталий Петров финишировал семнадцатым, позади своего финского напарника по Caterham Хейкки Ковалайнена.
После пяти этапов пружина интриги в чемпионате сжата до предела. В первых пяти гонках победили пятеро разных гонщиков, представляющих пять разных команд – такого в Формуле-1 не было очень давно!
В личном зачете лидировать продолжает Феттель, однако Алонсо отыграл разом три позиции, вышел на второе место и приблизился к действующему чемпиону вплотную – у них по 61 очку. Хэмилтон сместился на третье место и имеет 53 очка. Победитель Гран-при Испании Пастор Мальдонадо разом переместился на девятое место, которое занимает с 29 очками.
После успеха своего венесуэльского пилота команда Williams вышла на седьмое место в кубке конструкторов и вплотную приблизилась к Mercedes, с которым у них по 43 очка. Соответственно, на седьмое место опустился коллектив Sauber, имеющий 41 очко. Лидером же кубка конструкторов остался Red Bull, заработавший за пять этапов 109 очков. 98 очков и второе место у McLaren, а на третьем с 84 очками располагается Lotus.
Следующий, шестой, этап Формулы-1 пройдет через две недели, 25 – 27 мая в Монако. Ждем нового победителя?
| Формула-1, пятый этап, Гран При Испании, гонка, 66 кругов | |||
| Поз. | Гонщик | Команда | Результат (причина схода) | 
| 1 | Пастор Мальдонадо | Williams | 1:39.09,145 | 
| 2 | Фернандо Алонсо | Ferrari | + 3,195 | 
| 3 | Кими Райкконен | Lotus | + 3,884 | 
| 4 | Ромен Грожан | Lotus | + 14,799 | 
| 5 | Камуи Кобаяси | Sauber | + 1.04,641 | 
| 6 | Себастьян Феттель | Red Bull | + 1.07,576 | 
| 7 | Нико Росберг | Mercedes | + 1.17,919 | 
| 8 | Льюис Хэмилтон | McLaren | + 1.18,140 | 
| 9 | Дженсон Баттон | McLaren | + 1.25,246 | 
| 10 | Нико Хюлькенберг | Force India | + 1 круг | 
| 11 | Марк Уэббер | Red Bull | + 1 круг | 
| 12 | Жан-Эрик Вернь | Toro Rosso | + 1 круг | 
| 13 | Даниэль Риккиардо | Toro Rosso | + 1 круг | 
| 14 | Пол ди Реста | Force India | + 1 круг | 
| 15 | Фелипе Масса | Ferrari | + 1 круг | 
| 16 | Хейкки Ковалайнен | Caterham | + 1 круг | 
| 17 | Виталий Петров | Caterham | + 1 круг | 
| 18 | Тимо Глок | Marussia | + 2 круга | 
| 19 | Педро де ла Роса | HRT | + 3 круга | 
| - | Серхио Перес | Sauber | (коробка передач) | 
| - | Шарль Пик | Marussia | (привод) | 
| - | Нараин Картикеян | HRT | (шины) | 
| - | Бруно Сенна | Williams | (авария) | 
| - | Михаэль Шумахер | Mercedes | (авария) | 
| Положение в чемпионате после пятого этапа Личный зачет | |||
| Поз. | Гонщик | Команда | Очки | 
| 1 | Себастьян Феттель | Red Bull Racing | 61 | 
| 2 | Фернандо Алонсо | Scuderia Ferrari | 61 | 
| 3 | Льюис Хэмилтон | Vodafone McLaren Mercedes | 53 | 
| 4 | Кими Райкконен | Lotus F1 Team | 49 | 
| 5 | Марк Уэббер | Red Bull Racing | 48 | 
| 6 | Дженсон Баттон | Vodafone McLaren Mercedes | 45 | 
| 7 | Нико Росберг | Mercedes AMG Petronas F1 Team | 41 | 
| 8 | Ромен Грожан | Lotus F1 Team | 35 | 
| 9 | Пастор Мальдонадо | Williams F1 Team | 29 | 
| 10 | Серхио Перес | Sauber F1 Team | 22 | 
| 11 | Камуи Кобаяси | Sauber F1 Team | 19 | 
| 12 | Пол ди Реста | Sahara Force India F1 Team | 15 | 
| 13 | Бруно Сенна | Williams F1 Team | 14 | 
| 14 | Жан-Эрик Вернь | Scuderia Toro Rosso | 4 | 
| 15 | Нико Хюлькенберг | Sahara Force India F1 Team | 3 | 
| 16 | Даниэль Риккиардо | Scuderia Toro Rosso | 2 | 
| 17 | Фелипе Масса | Scuderia Ferrari | 2 | 
| 18 | Михаэль Шумахер | Mercedes AMG Petronas F1 Team | 2 | 
| 19 | Тимо Глок | Marussia F1 Team | 0 | 
| 20 | Шарль Пик | Marussia F1 Team | 0 | 
| 21 | Виталий Петров | Caterham F1 Team | 0 | 
| 22 | Хейкки Ковалайнен | Caterham F1 Team | 0 | 
| 23 | Педро де ла Роса | HRT F1 Team | 0 | 
| 24 | Нараин Картикеян | HRT F1 Team | 0 | 
| Кубок конструкторов | |||
| Поз. | Команда | Очки | |
| 1 | Red Bull Racing | 109 | |
| 2 | Vodafone McLaren Mercedes | 98 | |
| 3 | Lotus F1 Team | 84 | |
| 4 | Scuderia Ferrari | 63 | |
| 5 | Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team | 43 | |
| 6 | Williams F1 Team | 43 | |
| 7 | Sauber F1 Team | 41 | |
| 8 | Sahara Force India F1 Team | 18 | |
| 9 | Scuderia Toro Rosso | 6 | |
| 10 | Marussia F1 Team | 0 | |
| 11 | Caterham F1 Team | 0 | |
| 12 | HRT F1 Team | 0 | |
Официальный сайт чемпионата: http://www.formula1.com.
В этот же самый уик-энд крупное автомобильное соревнование принимала и Франция, а именно остров Корсика. Там прошло легендарное ралли Корсики, Giru di Corsica - Tour de Corse, которое стало юбилейным, пятьдесят пятым, и явилось четвертым этапом серии Intercontinental Rally Challenge, который, как и пятый этап Формулы-1, принес сюрпризы.
Главным из них оказалась победа дебютанта серии испанца Дани Сордо, который выступает также в чемпионате мира по ралли, где он долгое время был напарником Себастьяна Леба по заводской команде Citroen. Сейчас Дани выступает за Mini и именно модель Mini John Cooper Works S2000 (кроссовер Countryman) он пилотировал на Корсике. В отличие от действующего чемпиона Андреаса Миккельсена Сордо смог избежать неприятностей на узких и коварных корсиканских дорогах.
А вот для норвежца неприятности начались в первый же день. На пятом спецучастке Erabajolo-Pont d’Altiani длиной 24,57 км Андреас поймал прокол, на устранение которого он со своим штурманом Ола Флоене потратил очень много времени – домкрат никак не хотел удерживать хэтчбек Skoda Fabia S2000 и без конца падал. В итоге именно это и лишило Миккельсена его первой победы на асфальтовом этапе, а ралли Корсики он закончил на пятом месте.
Что же касается Сордо, то лидерство он захватил именно после неудачи Миккельсена. И хотя испанский «новичок» не выиграл абсолютно все спецучастки, стабильно высокого темпа ему хватило для того, чтобы одержать итоговую победу. «Я очень счастлив выиграть это ралли, хотя это было действительно тяжело, – сказал он после финиша. – Конкуренция была очень высокой и, даже лидируя, мне приходилось сохранять высокую скорость и концентрацию, чтобы не делать много ошибок. Мне на самом деле очень понравилась серия IRC, здесь очень высокая конкуренция, да и в целом у нее высокий уровень. Ну и, конечно, мой Mini – это очень хороший автомобиль».
Второе место на ралли Корсики занял асфальтовый специалист, пилот заводской команды Škoda Motorsport чех Ян Копецки, сцепившийся в отчаянной схватке с представителем Peugeot Пьером Кампана, который поднялся на нижнюю ступень подиума. Только четвертым в итоге стал другой быстрый гонщик на Peugeot 207 S2000 – француз Бриан Буффье, занять место в тройке лучших ему помешали проблемы с управляемостью его автомобиля.
В личном зачете чемпионата несмотря на относительную неудачу на Корсике по-прежнему лидирует Миккельсен. У него 71 очко, а у вышедшего на второе место Копецки их 58. Финский партнер чеха по команде Юхо Хяннинен, не принимавший участие в четвертом этапе, сместился на третью строчку генеральной классификации и имеет те же 43 очка. Дани Сордо разом взлетел на шестое место, которое он занимает с 25 очками, полученными за единственную пока победу.
В зачете производителей изменение одно – Subaru с последнего шестого места, которое с теми же, что и прежде 18 очками теперь занимает Honda, поднялась на четвертое, заодно сдвинув на пятое команду M-Sport (Ford), имеющую 24 очка. У самих Плеяд при этом 28 очков. Тройка лидеров изменений не претерпела – у Renault третье место и 37 очков, на втором месте Peugeot, имеющая 102 очка, а лидирует со 166 очками Škoda.
Пятый этап IRC будет снова асфальтовым и пройдет 14 – 16 июня в Италии. Это будет еще одна знаменитая гонка – Targa Florio - Rally Internazionale Di Sicilia.
| Результаты Giru di Corsica - Tour de Corse | |||
| Поз. | Экипаж (пилот/штурман) | Автомобиль | Результат | 
| 1 | Дани Сордо/Карлос дель Баррио | Mini John Cooper Works S2000 | 3:22.01,6 | 
| 2 | Ян Копецки/Павел Дреслер | Skoda Fabia S2000 | + 17,9 | 
| 3 | Пьер Кампана/Сабрина де Кастелли | Peugeot 207 S2000 | + 32,4 | 
| 4 | Бриан Буффье/Ксавьер Пансери | Peugeot 207 S2000 | + 53,5 | 
| 5 | Андреас Миккельсен/Ола Флоене | Skoda Fabia S2000 | + 4.19,0 | 
| 6 | Крейг Брин/Гарет Робертс | Peugeot 207 S2000 | + 5.28,7 | 
| 7 | Жан Марк Ганзаголь/Этьен Патрон | Peugeot 207 S2000 | + 6.22,1 | 
| 8 | Зепп Вайганд/Тимо Готтшальк | Skoda Fabia S2000 | + 6.54,8 | 
| 9 | Херманн Гасснер мл./Клаус Виха | Skoda Fabia S2000 | + 7.10,2 | 
| 10 | Жан-Матье Леандри/Пьер Мариен Леонарди | Peugeot 207 S2000 | + 7.39,9 | 
| Положение в чемпионате после четвертого этапа Личный зачет | |||
| Поз. | Гонщик | Очки | |
| 1 | Андреас Миккельсен | 71 | |
| 2 | Ян Копецки | 58 | |
| 3 | Юхо Хяннинен | 43 | |
| 4 | Зепп Вайганд | 34 | |
| 5 | Бриан Буффье | 27 | |
| 6 | Дани Сордо | 25 | |
| 7 | Крейг Брин | 18 | |
| 8 | Пьер Кампана | 15 | |
| 9 | Луис Монзон | 15 | |
| 10 | Мэтью Арзено | 12 | |
| 11 | Херманн Гасснер мл. | 12 | |
| 12 | Джонатан Перез | 10 | |
| 13 | Ангель Марреро | 8 | |
| 14 | Роберт Бэрребл | 8 | |
| 15 | Рикардо Моура | 8 | |
| 16 | Янош Пушкади | 6 | |
| 17 | Александр Салюк | 6 | |
| 18 | Серджио Сильва | 4 | |
| 19 | Рашид Аль-Кетби | 4 | |
| 20 | Гэрри Дженнингс | 4 | |
| 21 | Герман Эрнандез | 2 | |
| 22 | Рубен Родригес | 2 | |
| 23 | Донаг Келли | 2 | |
| 24 | Мигель Барбоза | 1 | |
| 25 | Сэм Моффетт | 1 | |
| 26 | Роберт Консани | 1 | |
| Зачет производителей | |||
| Поз. | Производитель | Очки | |
| 1 | Škoda | 166 | |
| 2 | Peugeot | 102 | |
| 3 | Renault | 37 | |
| 4 | Subaru | 28 | |
| 5 | M-Sport | 24 | |
| 6 | Honda | 18 | |
Официальный сайт чемпионата: http://www.ircseries.com.

 
	      