Система курсовой устойчивости - шанс выйти целым из заноса

Источник: www.rul.by

Доступно о системе динамической стабилизации автомобиля, ее достоинствах и недостатках

Система курсовой устойчивости - шанс выйти целым из заноса

В производстве современных автомобилей все больше внимания уделяется системам активной безопасности движения. Антиблокировочная система тормозов, разнообразные системы парковки, круиз–контроль, камеры ночного виденья и т. д. Но вот эту систему можно по праву назвать функцией, позволяющей избегать ДТП. Речь идет о системе курсовой устойчивости автомобиля

В кругах экспертов эти системы называют по разному ESC (Электронная система стабилизации) или DSC (динамическая система стабилизации), но именно ее считают самым важным изобретением в сфере автомобильной безопасности после ремней безопасности. Она обеспечивает водителю наилучший контроль за поведением автомобиля.

Электронная система стабилизации срабатывает в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем.

Определение потери управляемости происходит путем сравнения блоком управления действий водителя и реальных параметров движения автомобиля. В случае, когда желаемые параметры существенно отличаются от фактических, система динамической стабилизации распознает ситуацию как неконтролируемую и тут же включается в работу. Время ее срабатывания не превышает 20 миллисекунд. Работает ESP на любых скоростях и при любых режимах движения (разгон, торможение, движение по прямой, прохождение поворотов, а также при свободном качении).

Стабилизация движения транспортного средства может достигаться следующими способами:

притормаживание определенных колес;

снижение оборотов двигателя;

закрытие дроссельной заслонки;

пропуск впрыска топливо- воздушной смеси;

пропуск зажигания;

изменение угла опережение зажигания;

отмена переключения передачи в АКПП;

перераспределение крутящего момента между осями на полноприводных автомобилях.

изменение угла поворота передних ведущих колес (при наличии системы активного рулевого управления);

изменение жесткости амортизаторов (при наличии адаптивной подвески).

Если описать работу системы простым языком, то получится примерно так: система анализирует положение всех колес автомобиля и в зависимости от ситуации, может управлять каждым из них независимо друг от друга, по необходимости притормаживая то или иное, чтобы стабилизировать положение. Система работает, основываясь на сотни и тысячи алгоритмов, заложенных в нее техническим прогрессом.

В зависимости от производителя система курсовой устойчивости может иметь различные торговые наименования:

ESP (Electronic Stability Program) на Audi, Citroen, Fiat, Mercedes-Benz, Opel, Peugeot, Renault, Volkswagen и другие;

ESC (Electronic Stability Control) на Kia, Hyundai;

DSC (Dynamic Stability Control) на BMW, Land Rover, Mazda, Mini;

DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на Volvo;

VSA (Vehicle Stability Assist) на Acura, Honda;

VSC (Vehicle Stability Control) на Lexus, Toyota;

VDC (Vehicle Dynamic Control) на Infiniti, Nissan, Subaru.

Система курсовой устойчивости во многом объединяется с антиблокировочной системой и имеет следующее устройство:

входные датчики;

датчик угла поворота руля;

датчик давления в тормозной системе;

датчик угловой скорости колес;

датчики продольного и поперечного ускорения;

датчик скорости поворота.

блок управления;

гидравлический блок.

Следует помнить, что ESP не отменяет законов физики и не дает стопроцентную гарантию безопасности движения. Если дорога очень скользкая, то эффективность системы резко падает. Поэтому даже при небольших превышениях скорости на автодороге с маленьким коэффициентом сцепления возможность вылета с трассы увеличивается в разы. Помимо этого, если автомобиль сорвался в глубокий занос, стабилизировать его с работающей ESP намного сложнее, чем с выключенной.

Когда же стоит применять систему динамической стабилизации? Каждый сам для себя решает как удобнее и безопаснее ездить. Можно только посоветовать отключать эту систему в следующих ситуациях:

При езде с небольшой скоростью по сыпучему грунту или размытой дождем грунтовке.
При установленных на колеса цепях.

Если машина застряла в снегу или грязи.

При движении по 15-20 см снега, для предотвращения раннего срабатывания антипробуксовочной системы.

Отключение системы помогает проходить сложные, труднопроходимые и скользкие участки. При обычном режиме движения всегда включайте ESP.

Многие водители утверждают, что система курсовой устойчивости не нужна. Но проведенные исследования показывают, что одну треть аварий со смертельным исходом можно было бы избежать, если бы все автомобили были оснащены ESP. Эта система на сегодняшний день является самой эффективной системой безопасности, поэтому она нужна не только начинающим автолюбителям, но и профессионалам.

Но, несмотря на все плюсы ESP, в редких случаях она может привести к непредвиденным последствиям и даже авариям. Например, на неровной грунтовке в случае отрыва колеса от дороги, или при движении по льду, когда машину уже начало нести. В таких ситуациях стабилизировать движение гораздо тяжелее, поэтому необходимо заранее отключать систему.

Можно привести случай из жизни:

Водителю нужно было развернуться. По встречной полосе шел интенсивный поток. Заметив небольшой интервал между встречными машинами, автолюбитель нажал газ. Зад слегка повело. И тут вмешалась ESP и «придушила» двигатель. Хорошо, что водители на встречной полосе успели притормозить и тем самым избежать аварии.

Весьма опасно полагаться на электронные системы при агрессивном вождении. Причем самое печальное, что не только для «гонщика», но и для окружающих занос автомобиля на скользкой дороге опасен сам по себе, а когда он происходит при превышении оптимальной скорости, он становится смертельно опасным. А системы курсовой устойчивости, пытаясь исправить ситуацию, лишь ухудшают положение.

Нужна ли вам такая система безопасности или нет, решать вам. Но очень многих аварий удалось избежать благодаря этому полезному автомобильному гаджету.

1